Областное государственное бюджетное
учреждение здравоохранения
Сычевская центральная
районная больница
Смоленская область, г. Сычевка, ул. Рабочая, д. 4
Профилактика травм и несчастных случаев в детском возрасте
Детский травматизм — один из прогрессирующих социальных проблем, которая не только угрожает здоровью и жизни детей, но и влечет переживания родителей и родных. Рост детского травматизма объясняется быстрым индустриальным развитием страны, научно-технической революцией, связанной с нарастающей концентрацией машинной техники в быту и на улицах, перенаселением городов. Наибольшее количество травм дети получают в бытовых условиях - около 60%; на улице (в транспорте, и вне его) – около 15%; во время занятий спортом – 9%; в школе – около 8%. По степени тяжести: на легкие повреждения приходится наибольший процент (около 50-55%; повреждения средней тяжести составляют около 30-32%; тяжелые повреждения – 3-4%, причем часть из них со смертельным исходом.
Структура детского травматизма - по характеру повреждений может быть представлена следующим образом: черепно-мозговые травмы – 35%; закрытые переломы – 29%; открытые переломы – 4,6 %; ушибы, частичные надрывы связочного аппарата – 9,8%; ожоги, отморожения – 8,9 %; раны – 9,2 %; прочие (электротравмы, утопление, укусы) – 3,5%.
У мальчиков травмы встречаются чаще (2/3 к общему числу), так как они менее управляемы и более подвижны в быту, школе, на улице и так далее. Количество травм возрастает в мае и летом, когда дети больше времени проводят на улице.
Для правильной организации и проведения мероприятий по борьбе с детским травматизмом необходимо учитывать особенности детского травматизма в следующих группах: грудного (до 1 года), преддошкольного (от 1 до 3 лет), дошкольного ( от 3 до 7 лет) и школьного (от 7 до 16 лет) возраста. Дети грудного возраста находятся под наблюдением родственников или ухаживающих взрослых, поэтому виновниками происшедшего несчастного случая с грудным ребёнком являются взрослые. Профилактическая работа среди взрослых должна быть поставлена так, чтобы организация ухода за ребенком полностью исключала возможность получения повреждений.
В преддошкольном возрасте в связи с увеличением активности ребенок в большей степени нуждается в наблюдении как в домашних условиях, так и в обстановке яслей – сада. В этом возрасте нередко появляются частичные надрывы связочного аппарата в области локтевого сустава, а еще чаще – растяжения с ущемлением капсулы сустава между головчатым возвышением плечевой кости и головкой лучевой кости. Причиной этих повреждений являются резкое натяжение, подтягивание за руку в вертикальном направлении, резкое выдергивание за руку ребенка из лужи, грязи и при падениях. Старшие должны знать этот механизм травмы и по возможности поднимать ребенка без резких рывков. Необходимо систематически проводить разъяснительную работу с обслуживающим персоналом и детьми.
В дошкольном возрасте большинство детей первую половину дня проводят в детском саду под наблюдением воспитателя, а вторую половину - в кругу своей семьи. Любознательность детей в этом возрасте беспредельна: они непоседливы, все время в движении, однако у них уже есть некоторый опыт соприкосновения с окружающей средой. Все же число ожогов вследствие недосмотра взрослых сохраняется еще на высоком уровне (до 26,2 %). Изменились только причины термических поражений: шалости во время приема горячей жидкой пищи, игры в помещениях, где приготовляется пища, проводится стирка белья, легкий доступ к спичкам и использование их в игре и т.п.
В весенне-летний период отмечается увеличение числа падений из неотгороженных и незащищенных сетками окон, с балконов и лоджий. Эта травма отличается наибольшей тяжестью и часто приводит к летальному исходу. Возрастает частота ссадин, ушибов, переломов, повреждений органов грудной и брюшной полостей, черепно-мозговой травмы, полученных во дворах, на лестничных клетках, на улице при падениях и автотравмах. Профилактические мероприятия, направленные на снижение травматизма у детей в дошкольном возрасте, состоят в проведении разъяснительной работы с родителями, воспитателями и сотрудниками детских садов. Необходимо добиться того, чтобы лестничные пролёты и открывающиеся окна были недоступны детям, создать специальные игровые площадки для детей во дворах, но обязательно под контролем старших.
С поступлением детей в школу им предоставляется большая самостоятельность, и травматизм среди них отличается значительным разнообразием. Многообразие травматизма связано также с особенностями психического и физического развития детей в возрасте от 7 до 16 лет. В школьном возрасте резко возрастает количество травм. Нередко дети начинают проводить опыты с различными взрывоопасными и легковоспламеняющимися веществами. Желая показать свою ловкость и силу перед окружающими, они пренебрегают страховкой при выполнении упражнений на спортивных снарядах. Причиной повреждений от транспорта являются нарушения элементарных правил поведения на улице. Из всех видов детского травматизма транспортный приводит к наиболее тяжёлым повреждениям, иногда со смертельным исходом.
Особого внимания заслуживает травматизм при езде на велосипедах; на старшую школьную группу приходится половина всех повреждений. Характер травм разнообразен: от лёгких ссадин при падении до крайне тяжёлых сочетанных повреждений, в ряде случаев заканчивающихся смертью. Непосредственной причиной этих тяжёлых увечий являются наезды и столкновения с движущимся транспортом. Именно эти группы требуют особого внимания при планировании профилактических мероприятий, но нельзя ослаблять внимание и к другим группам. Высокий удельный вес потери работоспособности приходятся на травмы глаз, взрывы, ожоги, повреждения от транспорта и бытовые травмы в целом.
В быту дети часто отравляются опасными препаратами бытовой химии, средствами для борьбы с вредителями в городе и в сельской местности . Дома накапливается большое количество разнообразных, красиво упакованных лекарств, которые способны соблазнить не только малыша, но и подростков. Дети мастерят с помощью старших товарищей самопалы, взрывные устройства и другую огнестрельную технику особенно летом когда много свободного времени. Растут случаи, электротравм, которые, возникают при ремонте дома разнообразной мощной бытовой электроаппаратуры, играх вблизи ж/д станций. Стабильно угрожающим остается показатель несчастных случаев на воде, что приводит от 8 до 40% смертности.
По данным статистики в России около 40% смертных случаев приходится на первое четырехлетие ребенка. Последние годы, по процентам смертных случаев, распределяются одинаково. Чаще всего дети погибают от повреждения черепа (30%)3, утопления (25%), травм внутренних органов (16%), многочисленных повреждений (16%), ожогов и электротравм, отравления (14%).
Профилактику детского травматизма следует проводить с помощью таких мероприятий: административных — упорядочение улиц, городов, наличие достаточного количества детских садов, регулирования дорожного движения, оборудование детских и спортивных площадок, наличие в школах групп продленного дня; агитационно-воспитательных — анализ причин детского травматизма, выработки навыков и обучение правила поведения детей на улице, систематическое разъяснение опасности уличных и бытовых травм, использование наглядных пособий, которые есть в школе. Надо чаще обсуждать в детском коллективе каждый случай гибели ребенка от травмы любого характера. Дети уязвимы, и там, где не срабатывает плакат, открытка, мультфильм, сильное воспитательное воздействие может сделать обычный рассказ об обстоятельствах гибели ровесника. В школах каждый несчастный случай целесообразно обсудить со школьниками в классах, с родителями — на собрании. Оградить детей от травматизма в полной мере невозможно, ведь он является обратной стороной изучения окружающего мира. Но в наших силах свести детский травматизм к минимуму. Ведь, какой бы не была статистика, благодаря ее профилактике, печальные цифры могут быть еще меньше. Бытовой вид травматизма лидирует по частоте и занимает 70% от всех случаев. В данном случае основная ответственность за полученные травмы лежит на родителях ребенка. А значит, ведущую роль в решении данного вопроса должна занимать профилактические беседы с родителями.