телефон регистратуры:8(48130)4-10-73

Смоленская область, г. Сычевка, ул. Рабочая, д. 4

Решаем вместе
Недовольны работой больницы?

14 ноября Всемирный день борьбы с диабетом

Сахарный диабет — глобальная медико-социальная проблема XXI века. Двадцать лет назад количество людей с диагнозом «сахарный диабет» во всём мире не превышало 30 миллионов. Сегодня их более 260 миллионов, а к 2025 году это число может увеличиться до 380 миллионов.

В России сахарный диабет и его осложнения нахо­дятся на третьем месте среди причин смертности. Согласно официальной статистике, в нашей стране зарегистрировано 2,8 млн. людей с диабетом. Однако по ре­зультатам контрольно-эпидемиологических исследований это число доходит до 8-10 миллионов человек, из которых 80% больны диабетом II типа. Не выявленный вовремя и поэтому не контролируемый, диабет влечёт за собой угрозу быстрого развития тяжёлых сосудистых осложнений. К тому моменту, когда человек чувствует необходимость обратиться к врачу, изменения в его организме могут приобрести необратимый характер. Из-за осложнений диабета каждый год в мире про­изводится более 1 млн. ампутаций нижних конечностей, бо­лее 300 тыс. больных полностью теряют зрение, почти у 500 тысяч возникают серьёзные осложнения со стороны почек.

ЧТО ТАКОЕ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ?

Сахарный диабет (diabetes mellitus; греч. diabetes, от diabaino проходить сквозь; син.: сахарное мочеизнурение, сахарная бо­лезнь) - заболевание, в основе которого лежит абсолютная или относительная недостаточность инсулина в организ­ме, вызывающая нарушения обмена веществ, главным обра­зом, углеводного. (Большая медицинская энциклопедия). Дру­гими словами, сахарный диабет – хроническое заболевание, которое возникает, когда поджелудочная железа не вырабаты­вает достаточное количество инсулина или когда организм по каким-либо причинам не использует выработанный инсулин.

Сахарный диабет известен с древних времён. О заболевании, протекающем с выделением большого количества мочи, упоми­нается ещё в папирусе Эберса (примерно в 17 в. до н.э.). Тер­мин «диабет» был впервые применён греческим врачом Аретеем Каппадокийским (81-138), который этим названием хотел подчеркнуть, что у больных данным заболеванием принятая внутрь жидкость не остаётся в теле, а «проходит сквозь него», выделяясь в больших количествах с мочой. В 1756 г. М.Добсон обнаружил при этом заболевании в моче сахар, что послужило основанием для существующего названия болезни.

Существуют два типа сахарного диабета, которые называ­ются просто – диабет I типа и диабет II типа.

I тип или инсулинзависимый диабет — аутоиммунное заболевание, приводящее к снижению выработки  инсулина:

• возникает как следствие неправильной работы поджелудочной железы;
  • им страдают 5-10% из общего числа больных СД;
  • чаще встречается у детей и молодых людей;
  • возникает внезапно;
  • может являться наследственным заболеванием;
  • для восстановления баланса необходим инсулин.

II тип или инсулиннезависимый диабет — метаболическое нарушение:

• возникает из-за неспособности организма эффективно использовать выработанный поджелудочной железой ин­сулин;
  • им страдают более 90% из общего числа больных СД; в развивающихся странах встречается почти исключитель­но именно эта форма заболевания;
  • как правило, встречается у людей после 40 лет, но в связи с возросшей частотой ожирения и всё более низкой физи­ческой активностью молодёжи всё чаще поражает детей и молодёжь;
  • зачастую является семейным заболеванием; ключевую роль играет генетическая предрасположенность, ожире­ние, частые стрессовые ситуации, неправильное питание и низкая физическая активность;
  • восстановлению баланса способствуют диета и физиче­ские упражнения; приём лекарств – при необходимости.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ САХАРА В КРОВИ

Прежде, чем рассмотреть более подробно развитие сахар­ного диабета I и II типов, хотелось бы немного рассказать о том, как наше тело контролирует уровень сахара в крови.

Все мы с вами нуждаемся в пище. Пища является жизненно важной составляющей для каждого из нас. Различные про­дукты, употребляемые нами в пищу состоят из питательных веществ: углеводов (крахмал и сахар), белков и жиров (угле­воды превращаются в глюкозу, белки в аминокислоты, жиры в жирные кислоты). Каждое из этих химических веществ может быть использовано для производства энергии, но в реальности организм предпочитает для этих целей углеводы (сахар). К примеру, картофель или конфета преобразуются в глюкозу, которая находится в крови и циркулирует в на­шем теле. Сахар, содержащийся в крови (глюкоза) является основным источником энергии нашего организма. Этот сахар используется клетками и «сжигается» для того, чтобы снаб­дить мышцу энергией для сокращения или для того, чтобы мозг мог думать и т.п. Но для того, чтобы попасть в клетку, са­хар должен пройти туда через особую дверь (или рецептор), которая находится в стенке клетки. Посредством этих дверей клетка сообщает телу о том, что она голодна. Клетка имеет тысячи таких сахарных дверей по всей поверхности. Но са­хар сам по себе не может открыть эти двери для того, чтобы войти в клетку. Вот именно здесь инсулин играет ключевую роль, он открывает сахарные двери.

Инсулин, как упоминалось ранее, вырабатывается клетками поджелудочной железы — бета-клетками, которые постоян­но проверяют нашу кровь на уровень сахара в ней. И когда бета-клетки замечают, что сахар в нашей крови повышается после приёма пищи, они выделяют инсулин в кровь. Тогда ин­сулин может открывать двери на поверхности клеток и позво­ляет сахару поступить в них. Таким образом, сахар в крови снижается до нормального уровня. Это тот процесс, которым наше тело контролирует уровень сахара в крови.

ЧТО ПРИВОДИТ К ДИАБЕТУ I ТИПА?

Диабет I типа является таким заболеванием, при котором в человеческом организме не вырабатывается инсулин. Бета-клетки в поджелудочной железе были уничтожены (под воз­действием наследственных факторов, под влиянием вируса или др. причин), поэтому они уже не могут вырабатывать ин­сулин. Как же пытается справиться тело с этим типом диабета? Оно пытается вымыть весь чрезмерный сахар из крови через почки, что забирает большое количество воды, а это приводит к более частому мочеиспусканию.

Без на­личия инсулина сахар не может проникнуть внутрь клетки. Клетки начинают голодать в море сахара. Что же начинает делать голодающая клетка? Она начинает поедать себя. Она начинает перерабатывать белки и жиры вместо сахара для того, чтобы обрести энер­гию. Когда клетка начинает перерабатывать жир, производятся токсические вещества, которые называются кетонами, что приводит к состоянию называемому кетоацидозом.

До открытия инсулина, такие больные погибали. Но сегодня им вводит­ся инсулин после каждого приёма пищи для того, чтобы для нормальной переработки сахара в клетках

Это диабет I типа.

ЧТО ПРИВОДИТ К ДИАБЕТУ II ТИПА?

Симптомы сахарного диабета 2-го типа

В большинстве случаев, сахарный диабет 2 типа не имеет ярко выраженных симптомов и диагноз можно установить только при плановом лабораторном исследовании натощак.

Как правило, развитие диабета 2 типа начинается у людей после 40 лет, у тех, кто страдает ожирением, высоким давлением и прочими проявлениями в организме метаболических синдромов.

Специфические симптомы выражаются в следующем:

• жажда и сухость во рту;
  • полиурия — обильное мочеиспускание;
  • зуд кожи;
  • общая и мышечная слабость;
  • ожирение;
  • плохая заживляемость ран;

Больной может долгое время не подозревать о своем заболевании. Он чувствует незначительную сухость во рту, жажду, кожный зуд, иногда болезнь может проявляться появлением гнойничковых воспалений на коже и слизистых, молочницей, заболеваниями десен, выпадением зубов, снижением зрения. Объясняется это тем, что сахар, не попавший в клетки, уходит в стенки сосудов или через поры кожи. А на сахаре прекрасно размножаются бактерии и грибки.

В чем опасность?

Главная опасность сахарного диабета типа 2 – это нарушения липидного обмена, которые неизбежно вызывает нарушение метаболизма глюкозы. В 80% случаев на фоне сахарного диабета типа 2 развивается ишемическая болезнь сердца и другие заболевания, связанные с закупоркой просвета сосудов атеросклеротическими бляшками.

Кроме того, сахарный диабет типа 2 в тяжелых формах способствует развитию болезней почек, снижению остроты зрения, ухудшению репаративной способности кожи, что значительно снижает качество жизни.

Стадии

Сахарный диабет 2 типа может протекать с различными вариантами тяжести:

1. Первая – улучшить состояние пациента можно при помощи изменений в принципах питания, либо использованием максимум одной капсулы сахаропонижающего средства в сутки;
  2. Вторая – улучшение состояния наступает при использовании двух-трех капсул сахаропонижающего средства в сутки;
  3. Третья – помимо сахаропонижающих средств, приходится прибегать к введению инсулина.

Если уровень сахара в крови пациента немного выше нормы, но склонности к осложнениям не наблюдается, то такое состояние считается компенсированным, то есть организм ещё может самостоятельно справляться с расстройством углеводного обмена.

ОСЛОЖНЕНИЯ ДИАБЕТА

Важно понимать, что помимо того, что СД опасен сам по себе, он может приводить к развитию других заболеваний и давать многочисленные осложнения.

К поздним осложнениям, которые могут развиваться в тече­ние нескольких лет после начала заболевания, относятся:

• Повышенный риск сердечных приступов (стенокардии)
  • Плохое кровоснабжение и потеря чувствительности в ногах
  • Нарушение зрения и нарушение работы почек

Причиной этих опасных осложнений СД является стреми­тельное развитие тяжёлого поражения сосудов.

Более 50% ослепших людей в мире, 75% смертельных ис­ходов в результате ишемической болезни сердца, 70% микро­сосудистых осложнений периферических сосудов, ведущих к ампутации – результат осложнений диабета. У больных СД в 23 раза выше риск развития почечной недостаточности. Главная угроза, которую таит в себе диабет — снижение про­должительности жизни.

Факторы риска, способствующие развитию диабета II типа:

• избыточный вес;
  • малоподвижный образ жизни;
  • переедание;
  • частое употребление пищи, богатой рафинированным сахаром, жирами;
  • частые стрессы;
  • курение.

Сахарный диабет – коварное заболевание. Он подкрадывается незаметно, маскируясь под другие недуги - панкреатит, анемию, астению и пр. Поэтому для успешного лечения особенно важно как можно раньше поставить правильный диагноз.

Признаки диабета (как I, так и II типа):

• частое мочеиспускание;
  • постоянное чувство жажды;
  • быстрая потеря или, наоборот, прибавка веса;
  • слабость, вялость, сонливость;
  • неясность зрения (белая пелена перед глазами);
  • снижение половой активности:
  • онемение и покалывание в конечностях по утрам;
  • медленное заживление ран;
  • падение температуры тела ниже средней отметки (36,6 градуса):
  • быстрая утомляемость при незначительных нагрузках; тяжесть в ногах и судороги икроножных мышц.

Если за последние 4-6 месяцев регулярно появляется хотя бы половина симптомов, описанных выше, необходимо обратиться к врачу и сдать анализы мочи и крови на биохимию и на сахар.

Как победить диабет? Есть ли выход? И если есть, то каков наилучший метод лечения этого заболевания?

Схемы лечения диабетов I и II типа схожи: больному, как правило, прописывают множество лекарств: для стабилиза­ции уровня глюкозы в крови, для нормализации обмена ве­ществ, для улучшения работы поджелудочной железы, пе­чени, почек, сердечнососудистой системы, органов зрения и т.д. Если строго выполнять все предписания врача, диабет можно «заморозить» на десятилетия, сохраняя бодрость и ра­ботоспособность всю жизнь.

Но одних лекарств недостаточно, чтобы победить диабет.

Несколько медицинских лечебных центров убедительно пока­зали, что большинство диабетиков II типа могут привести в нор­му уровень сахара в крови, часто за считанные недели, путём внесения определённых изменений в свой образ жизни, а имен­но: перейти на богатую клетчаткой диету с очень низким содер­жанием жиров плюс ежедневно заниматься физкультурой.

Решающую роль играет ограничение в пище жиров рас­тительного и животного происхождения. Чем меньше вы их употребляете, тем меньшее их количество достигает вашего кровотока. Это даёт начало сложному процессу, который по­следовательно разблокирует инсулин. Теперь уже инсулин может способствовать поступлению глюкозы из крови в клет­ки организма. Часто эффект просто потрясающий. Диабетик II типа, ограничивающий потребление жиров до 10-15% от суточной калорийности, нередко может снизить содержание сахара в крови до нормальных величин менее чем за 8 недель. Многим, в конце концов, удаётся совсем отказаться от лекар­ственных препаратов, принимаемых при диабете - как табле­ток, так и инъекций.

В стабилизации уровня сахара в крови важную роль играет наличие в вашем питании достаточно большого количества на­туральных, богатых клетчаткой пищевых продуктов. Если про­дукты употребляются в пищу в лишённом их естественного ком­понента - клетчатки - виде, то уровень сахара в крови может резко повыситься. При нормальных условиях этому противодей­ствует порция инсулина. У людей, питающихся продуктами ра­финированными и богатыми калориями, но бедными клетчаткой, содержание сахара в крови может испытывать резкие перепады в течение дня. Напротив, богатые клетчаткой пищевые продукты выравнивают содержание сахара в крови и поддерживают энер­гию на стабильном уровне.

Активные физические упражнения оказывают инсулиноподобное действие, так как помогают быстрее «сжигать топли­во» (сахар в крови и жирные кислоты).

Избавиться от лишнего веса – это зачастую всё, что тре­буется для нормализации уровня сахара в крови. Этой цели будут способствовать как содержащая низкое количество жиров, богатая клетчаткой диета, так и регулярные активные физические упражнения.

Областное государственное бюджетное