Областное государственное бюджетное
учреждение здравоохранения
Сычевская центральная
районная больница
Смоленская область, г. Сычевка, ул. Рабочая, д. 4
Что толкает детей к употреблению наркотиков?
Для создания эффективных программ необходимо знать, какие же причины толкают детей и подростков на употребление психоактивных веществ. Выделено несколько факторов. Один из наиболее значительных — это наличие психических и соматических расстройств различной природы: повреждения мозга, мозговые дисфункции, сопровождающиеся гипердинамическим синдромом или, наоборот, заторможенностью с задержкой развития.
Гиперактивность часто сопровождается дефицитом внимания, которое влечет недовольство учителей и как следствие - неуспех в школе и наказания со стороны родителей. Это и создает почву для употребления психоактивных веществ, которая в силу лабильности эндокринной системы в подростковом возрасте достаточно быстро формируется в зависимость.
Кроме того, дети, находящиеся постоянно в травмирующих условиях - частые переезды и смена школ, ссоры в семье и т.п. - также имеют нарушения в эмоциональном состоянии. Они капризны, плохо спят и имеют частые головные боли, что также вызывает проблемы в школе. Такая ситуация и создает необходимость искать себе «лекарство», облегчающее переживания.
Еще одна проблема, приводящая к потреблению наркотиков — это ощущение неудовлетворенных потребностей и нереализованных чувств. Поэтому такие явления, как неуспеваемость в школе, становятся причиной плохого настроения, вследствие чего ребенок вынужден употреблять средства, улучшающие эмоциональное состояние.
Среди факторов, которые повышают риск начала употребления наркотиков, учителя называют следующие:
- обстановка в семье, отчуждение между детьми и родителями. Стиль воспитания, когда детям всецело доверяют. Ситуация, когда у ребенка слишком много карманных денег;
- психологические проблемы подросткового возраста. Любопытство, беззаботность (каждый считает, что с ним этого не случится). Эффект компании (чтобы быть как все, не прослыть «белой вороной»);
- социальные проблемы: неорганизованность досуга, сознание привлекательного имиджа человека, принимающего наркотики;
- личностные особенности: неумение расслабиться, слабый характер (неспособность противостоять уговорам сверстников и соблазнам).
Надо ли говорить об этом?
При проведении профилактической работы нередко возникают вопросы: как это делать и надо ли вообще об этом говорить? Широко распространено мнение, что хороший способ профилактики — это «напугать раз и навсегда». Но он не всегда имеет положительный результат. Родители подростков, которые уже начали употреблять наркотики, хорошо знают, что запугивание малоэффективно. Это связано с тем, что у детей еще не сформирована ориентация на будущее. Кроме того, мало болеющие дети и подростки плохо представляют, что такое болезнь и не боятся этого.
Еще одно предубеждение - знания о наркотиках лишь подогревают интерес к ним. Из этого делается вывод, что, общаясь с детьми, не следует вообще говорить о наркотиках - будет меньше вреда. Но умолчание не уберегает от соблазна.
Специалисты из НИИ наркологии, проводившие исследования в нескольких московских школах, подтвердили, что тезис о том, что не следует детям говорить о наркотиках, не оправдывает себя, так как дети живут в этом конкретном обществе, и не изолированы от внешнего мира. Однако профилактическая работа не должна сводиться лишь к передаче знаний и объяснениям. Профилактика предполагает: формирование адекватного отношения к социальному явлению (например, пьяный или наркоман - это неприятно, опасно для самого человека, так что иногда полезно наглядно показать подростку пьяного человека на улице или уже совершенно больного спившегося алкоголика); тренировку навыков преодоления внешнего давления, умения сказать «нет», быть независимым; развитие у ребенка определенных личностных качеств: уважение к себе, умение говорить о своих трудностях и просить о помощи, уверенности в себе и т.д.
По мнению наркологов, учебная профилактическая программа будет эффективна, если она строится на основе определенных правил. А именно: диалогическое общение, то есть взаимодействие педагога и ученика как равных партнеров, без излишней авторитарности со стороны учителя; демократический стиль обучения, основанный на искренности и доверительности.
Вести эту работу должны специалисты
Существует немало профилактических программ наркомании. Но, к сожалению, количество наркоманов не становится меньше. Одной из причин этого специалисты называют непрофессиональное проведение антинаркотической пропаганды.
Возникает вопрос, кто должен проводить такую работу с подростками? Специалистами проводилось исследование, в котором приняло участие 140 подростков и 140 взрослых в возрасте 23-64 года. Выбирая ведущего профилактической программы, все опрошенные на первое место поставили сотрудника специализированного центра, на второе место - школьного психолога, прошедшего специальную подготовку. Специалисты пришли к выводу: для подготовки ведущего профилактических программ обязательно нужно специальное обучение, вести эту работу должен специалист.
Все профилактические работы в рамках школы обычно сводятся к оценке конкретной ситуации с точки зрения «хорошо-плохо». Группа специалистов предложила учителям список вопросов из 30 пунктов. Не смогли аргументированно ответить практически на все вопросы 39% респондентов, 38,9% испытывали затруднения при ответе на половину вопросов. И лишь 21% оказался готовым аргументировано ответить на все поставленные вопросы. Как показывают исследования, педагоги практически не владеют знаниями о формировании зависимости к наркотикам, общих закономерностях течения наркомании, не знают особенностей проведения антинаркотической профилактики в аудиториях детей и подростков разных социальных групп (учащиеся образовательных школ, начального и среднего образования, студенты вузов и т.д.).
Каналы информации, на которые ссылаются учителя, когда речь заходит об употреблении наркотиков в школе, достаточно ограничены. В основном это реплики школьников на уроках и переменах, иногда индивидуальные беседы. Что касается проведения опросов, то здесь возникает еще больше проблем. Во-первых, по признанию учителей, это огромный труд, который не оправдывает себя, так как ученики, как правило, не говорят о себе правду.
Не секрет, что в настоящее время классных руководителей нередко обязывают проводить классные часы и беседы по данной теме. Но все эти мероприятия, по мнению наркологов и самих педагогов, как правило, неэффективны, а зачастую и просто формальны. Так что проведение антинаркотической профилактики следует поручать людям, прошедшим специальную подготовку.
Как распознать наркомана и что с ним делать?
Среди общих признаков, говорящих о начале потребления психоактивных веществ подростками, специалисты называют следующие:
- снижение интереса к учебе, обычным увлечениям;
- появление отчужденности, эмоциональной холодности к окружающим, возможно появление таких черт, как скрытность и лживость;
- возможные проявления агрессивности, раздражительности, сменяющиеся периодами неестественного благодушия;
- круг общения в основном состоит из лиц более старшего возраста;
- стремление занять деньги, повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление подружиться с ними;
- наличие таких предметов, как шприцы, небольшие пузырьки, кулечки из целлофана или фольги, пластиковые пакеты от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта;
- изменение аппетита - от полного отсутствия до резкого усиления, эпизодическая тошнота;
- беспричинное сужение или расширение зрачков;
- наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий.
По мнению специалистов, в случае возникновения у педагога подозрения на употребление наркотиков подростками, последовательность действий должна быть следующей:
- при первом контакте целесообразно избегать репрессий и каких-либо агрессивных и осуждающих проявлений. Предоставить подростку достаточную информацию о последствиях потребления наркотиков. Указать на недопустимость появления в школе в состоянии наркотического опьянения и сообщить, что в этом случае администрация учебного заведения будет действовать в установленном для такой ситуации порядке;
- предлагать помощь подростку корректным и ненавязчивым способом;
- не разглашать информацию о наркологических проблемах подростка, так как это может привести к потере контакта и другим негативным последствиям для подростка;
- иметь информацию об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним. Особо следует знать о возможностях анонимного лечения.
- точно знать ситуацию в семье, могут ли родители влиять на поведение своего ребенка;
- постоянно проводить антинаркотические программы обучения для педагогов, обучать их формам активной первичной профилактической работы среди родителей;
- наиболее оправданы следующие действия:
- корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам учащегося ребенка;
- при подозрении на групповое потребление наркотиков провести повторные беседы с родителями этой группы;
- организовать индивидуальные встречи подростков и их родителей с врачом районного подросткового наркологического кабинета;
- предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны медицинских организаций, работающих в таком режиме.
Если у кого-то из учителей общеобразовательной школы возникли подозрения, что подросток находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, необходим следующий порядок действий: надо удалить учащегося из класса, отделив его от одноклассников, и немедленно поставить в известность руководство школы. Затем срочно вызвать медицинского работника школы и известить родителей или опекунов школьника. Нецелесообразно проводить немедленное разбирательство о причинах употребления алкоголя или наркотика. Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, то есть после получения объективной информации.
Учащиеся, замеченные в употреблении психоактивных веществ, должны быть поставлены по согласованию со школьным врачом на внутришкольный учет. Если же начинающий наркоман продолжает нарушать внутришкольную дисциплину (пропускает занятия, вымогает деньги у младших и т.д.), не следует как можно быстрее избавиться от него, тем более что сам он испытывает желание бросить школу. Пусть он как можно дольше остается в школьной среде и продолжает учебу — это один из существенных факторов противодействия нарастающей социальной дезадаптации подростка.
http://s-crb.ru/news/176-030619#sigFreeId43826f8085